История коллекции

История собрания картинной галереи восходит еще к середине XIX столетия. В 1866 году в Твери по инициативе губернатора П. Р. Багратиона, краеведа Н. И. Рубцова, поэта, декабриста Ф. Н. Глинки, городского головы А. Ф. Головинского был создан публичный «музеум» — один из первых в Российской провинции. По своему содержанию он был задуман как историко-археологический и промышленный, но уже в его первой экспозиции, открытой 9 августа 1866 года в присутствии Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III) и Великого князя Владимира Александровича, были произведения искусства — портреты адмирала Корнилова, гравера Уткина, изобретателя астрономических часов Волоскова, купца Савина. Именно эти четыре работы, включенные тогда в раздел «достопамятностей», стали основой будущей обширной художественной коллекции. Пополнение музея художественными памятниками в дореволюционные годы было довольно случайным и хаотичным. Преобладали предметы декоративно-прикладного и церковного искусства. Впрочем, среди приобретений той поры можно выделить целый ряд произведений, занимающих в коллекции заметное место и по сей день. Это два деревянных раскрашенных рельефа конца 18 - начала 19 вв. «Крестьянская свадьба», поступившие из частного собрания в 1883 году, икона 17 века «Михаил и Арсений Тверские с тверским кремлем и Преображением», подаренная известным московским собирателем П. И. Щукиным в 1893 году, картины П. С. Дрождина, Г. В. Сороки и А.В.Тыранова, «Цеховые знаки» -  уникальные образцы жанровой живописи 18 века, переданные Тверской ремесленной управой в 1904 году.

Поворотным в судьбе тверской художественной коллекции стал 1917 год. В музей начинают поступать предметы из национализированных усадеб, которых в Тверской губернии множество. К этому времени в них были сосредоточены колоссальные художественные ценности. Почти каждая усадьба, даже самая маленькая, хранила как отдельные произведения искусства, так и целые коллекции. Большие и интересные фамильные портретные собрания находились в имениях Знаменское-Раек, Таложня и Премухино Новоторжского уезда, Панафидино Старицкого уезда, Сахарово Тверского уезда и многих других.

В отдельных усадьбах сложились интересные тематические коллекции, отражавшие вкусы и пристрастия владельцев. Так, например, в имении князя А. А. Ширинского-Шихматова Островки в Вышневолоцком уезде сложилось собрание живописных и графических произведений, посвященных теме охоты.

Но, пожалуй, самое значительное по количеству и качеству собрание находилось в имении князей Куракиных Волосово (Степановское) в Зубцовском уезде. Только коллекция живописи насчитывала более 500 произведений. Она включала работы старых европейских мастеров: французских, голландских, итальянских, английских; галерею портретов царей и императоров из династии Дома Романовых; галерею портретов многочисленных представителей семьи Куракиных, их родственников, друзей, знакомых, в том числе и кисти таких известных художников, как И. Я. Вишняков, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский; многочисленные пейзажи с изображением княжеских имений, находившихся в различных губерниях России; картины и портреты, написанные князем А. Б. Куракиным 2-м — талантливым художником-дилетантом. Не менее интересными были собрания русской и западноевропейской графики и гравюры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры. Залы волосовского дворца украшала высокохудожественная мебель русской и французской работы, уникальные осветительные приборы елизаветинских, екатерининских, павловских времен.

Эти усадебные коллекции и составили реальное ядро собрания классического искусства, не потерявшее своей значимости и по настоящее время.

Все части этой статьи