История коллекции. Часть II

Благодаря приобретениям с выставок, устраиваемых в Твери, появляются и отдельные работы современных художников. Именно таким образом оказалась, единственная до недавнего времени в собрании авангардная работа, — композиция «Тверь 1921» М. К. Соколова. Но последовательное комплектование работ художников ХХ века (прежде всего представителей официального советского искусства) начинается с 1937 года, когда галерея, после раздела коллекции на краеведческую и художественную, становится самостоятельным музеем и в ней создается отдел советского искусства. Непосредственно из мастерских приобретаются работы А. А. Дейнеки, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона и других известных художников.

Как видно из предыдущего рассказа, в отличие многих столичных и провинциальных музеев, возникших в дореволюционные годы (например, Третьяковская галерея, Бахрушинский музей, Саратовский музей), ядром собрания тверской галереи не является коллекция одного «мецената-основателя». И, все же, можно назвать две частные коллекции, попавшие разными путями, которые заметно повлияли на характер собрания галереи в целом. Одна — переданная в дар еще в 1922 году коллекция М. М. Грачева и А.П.Катковой. Она включала в себя несколько десятков произведений живописи и графики русских мастеров, в основном 19 века. Среди них — картины И. К. Айвазовского, А. В. Тыранова, М. Н. Воробьева, братьев Чернецовых, Г. И. Семирадского, украшающие и поныне залы Тверского императорского дворца. Другая — коллекция певца Русской частной оперы Г. П. Маликова, собиравшего работы русских художников конца XIX — начала XX века. Она перемещалась в галерею постепенно: в 1930-е - 1950-е годы картины приобретались у самого певца, а позднее — у его наследников. Значение этой коллекции трудно переоценить. Среди вещей, входивших в нее, такие шедевры, как «Лесистый берег» И. И. Левитана и «Купальня в парке» С. Ю. Жуковского, четыре живописных произведения В. И. Сурикова (из пяти имеющихся в галерее), работы В. Е. Маковского, И. Е. Репина, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, Н. П. Крымова, И. Э. Грабаря и др. (всего более 40 экспонатов). Почти все они являются сейчас неотъемлемой частью постоянной экспозиции, представляют собрание галереи на крупнейших российских и зарубежных выставках, публикуются в альбомах, каталогах, на календарях и открытках.

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации города, Дворец подвергся значительным разрушениям. Пострадали, а частично были и расхищены художественные коллекции галереи, располагавшиеся тогда в здании церкви Вознесения. Но уже вскоре после освобождения города работы по подготовке выставок, изучению и комплектованию собрания были возобновлены. В 1942 году были приобретены несколько этюдов В. Д. Поленова и пейзаж А. В. Гине «Лунная ночь», в 1943 - начале 1945 года поступили работы И. Е. Репина, В. М. Васнецова, П. П. Трубецкого, К. Ф. Богаевского, Б. Д. Григорьева, С. Ю. Судейкина и многих других мастеров. Сам факт, что в такие тяжелые годы коллекция продолжала расти, вызывает уважение и удивление. Но еще более поразительным и даже фантастическим кажется факт приобретения работ русских художников-эмигрантов (Григорьев, Судейкин), объявленных официальным советским искусствоведением «представителями реакционного буржуазного искусства».

В послевоенные годы, вплоть до начала «Перестройки», собирательская деятельность галереи носила очень упорядоченный и размеренный характер. От Комитета по делам искусств при СМ СССР, от Министерства Культуры, из частных собраний Калинина, Москвы и Ленинграда регулярно поступают произведения русского и западноевропейского классического искусства, произведения известных советских мастеров. Характерной особенностью данного этапа является повышенное внимание к творчеству художников, связанных с тверской землей, причем не только «местных». Благодаря этому сформировалась коллекция работ художников «Академической дачи» — Дома творчества Союза художников России, вновь открывшегося в 1948 году; значительно пополнились «Домоткановское» (Валентин Серов и его окружение по усадьбе Домотканово) и «Удомельское» (художники, работавшие на даче «Чайка» В. К. Бялыницкого-Бируля) собрания. Активная экспедиционная деятельность в 1960-е — 1970-е годы позволила значительно расширить отдел древнерусского искусства.

Все части этой статьи