История коллекции. Часть III

Последнее десятилетие ХХ века было очень сложным для коллекции галереи. Из-за аварийного состояния здания дворца постоянно сокращалась экспозиция. Тем не менее, собрание продолжало расти. Конечно же, инфляция и недостаток финансирования иногда срывали приобретение интересных, с большим трудом разысканных экспонатов. Несмотря на трудности, именно в эти годы фонды пополнились двумя работами «домоткановского» периода Валентина Серова, целой коллекцией живописных и графических произведений Ю. А. Васнецова; была разыскана и приобретена картина Г. В. Сороки «Вид на усадьбу Островки с Большого острова», считавшаяся пропавшей с 1917 года. Произведения же, переданные в дар галерее в данный период ,исчисляются тысячами. Все это позволило не только значительно пополнить существующие разделы коллекции, но и начать формировать новые, такие как, например, раздел «актуального» искусства.

В настоящее время художественное собрание галереи насчитывает около 32 тысяч экспонатов. Оно включает в себя коллекции культового («древнерусского») искусства XIV — XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII — XX вв., западноевропейского искусства XV — XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока.

Индивидуальность собранию придают значительная, как по качеству, так и по количеству, одна из лучших в России коллекция русского портрета XVIII века, включающая редчайшие произведения эпохи Петра I (среди них — уникальный, датированный 1715 годом детский портрет, изображающий четырехлетнюю девочку Панину), работы крупнейших мастеров середины века: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, М. Л. Колокольникова; собрания работ А.Г. Венецианова и мастеров его школы, произведений художников, связанных с имением Домотканово (Вал.А.Серов, М. А. Врубель, В. А. Фаворский, И. С. Ефимов, Н. Я. Симонович-Ефимова, В. Д. Дервиз), русской пейзажной живописи рубежа XIX — XX веков, русской скульптуры ХХ века; уникальная, не имеющая аналогов в собраниях других провинциальных художественных музеев России, коллекция монументального искусства XV — XX вв. (фрески, мозаики, скульптура). В последние годы активно формируется отдел современного искусства (В.Наседкин, В. Лукка, Т. Новиков, О. и А. Флоренские и др.).

Все части этой статьи