Выставка-акция «Максим Иванович Культепин . Икона“Иоанн Дамаскин”» из реставрационного цикла «Страницы реставрации»

25 апреля — 1 июня 2018 года

Икона Максима Ивановича Культепина является примером подписной и датированной иконы, которые встречаются в церковной живописи ХIХ века. В собрании Тверской областной картинной галереи хранятся четыре иконы кисти М.И. Культепина, в том числе «Собор архангела Михаила», «Христос у Марфы и Марии», «Уверение Фомы». Все они были написаны для иконостаса церкви святых Иоанна Дамаскина и Марии Египетской на Иоанно – Богословском кладбище города Торжка. Заказчиками семейного храма – усыпальницы и его убранства выступили новоторжские купцы, братья Стефан, Яков и Михаил Уваровы в 1843-1844 годах. До нашего времени здание не сохранилось.
Максим Иванович Культепин происходит из многочисленной династии тверских художников-иконописцев. Пройдя обучение в мастерской Ивана Прохоровича Глазковского, художник работал в Твери, Новгороде и Торжке. Известна подписанная им и относящаяся к периоду работы в Торжке икона «Поклонение волхвов» 1844 года, которая находится в Государственном музее истории религии, в Санкт-Петербурге.
Необычное, на первый взгляд, посвящение храма – усыпальницы и главной храмовой иконы объясняется почитанием церковных заупокойных песнопений, молитв, богословских трудов, составленных Иоанном Дамаскином. Следует отметить, что изображения жития преподобного Иоанна Дамаскина чрезвычайно редки в русском искусстве.
На представленной иконе святой облачён в монашеские одежды – мантию, куколь, опущенный на плечи, и параманд, в его руке свиток с текстами, на голове повязка-тюрбан (свидетельство его сирийского происхождения). Иконописец изобразил житие преподобного в восьми клеймах:

1.Родитель Преподобного Иоанна Дамаскина поручает старцу Косьме для обучения наукам                                                                         

2.Преподобному Иоанну Дамаскину варварский князь повелел отсечь десную руку                                                                     

3.По молитве ко Пресвятой Богородице преподобного Иоанна Дамаскина усечённая рука исцелена 4.Преподобный Иоанн Дамаскин из обители старцем посылается с кошницами в Дамаск 
5.Преподобный Иоанн Дамаскин излагает надгробные песни6.Преподобный Иоанн Дамаскин по изгнании по просьбе братии снова приемлется во обитель 
 7.Поставление во пресвитера преподобного Иоанна Дамаскина 8,Преставление преподобного Иоанна Дамаскина

 Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 - ок. 753 (780) происходил из знатного сирийского рода, получил разностороннее образование от инока монаха Косьмы (клеймо 1) и был, как его дед и отец, «великим логофетом» (министром) Дамаска при дворе халифа.
Два клейма (клейма 2 и 3) повествуют о том, как оклеветанному Иоанну «варварский князь (турецкий халиф) повелевает отсечь десную (правую) руку. Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы об исцелении и рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн прикрепил к окладу чудотворного образа руку, сделанную из серебра, которая с тех пор стала воспроизводиться на многих списках иконы, получившей название «Троеручица». Тогда же им было написано знаменитое песнопение во славу Богородицы «О Тебе радуется…».
Остальные клейма (клейма 4-8) рассказывают о монашеском подвиге святого. Около 706 или 710 года Иоанн принял пострижение в монастыре св. Саввы близ Иерусалима, где и оставался до своей смерти (по разным сведениям в 753 или 780 году).
В верхней части иконы на облаках представлены великомученицы Екатерина и Варвара в молении Спасителю. У этих святых много общего: обе жили в конце III- начале IV вв. и пострадали практически в одно и то же время. Екатерина и Варвара отличались редкой красотой и получили блестящее образование, они происходили из знатных и состоятельных семей. В ранней юности великомученицы обрели веру и приняли решение посвятить себя Богу, обе подтвердили свой выбор всей своей жизнью и смертью.

Сведения о реставрации.
В реставрацию икона поступила со значительными утратами изображения до левкаса, шелушением красочного слоя, состарившимся неравномерно нанесенным лаковым покрытием. Перед экспонированием было необходимо провести комплекс реставрационных работ. В результате реставрационного укрепления была восстановлена взаимосвязь в структуре доска – грунт – золотой фон – красочный слой, каждому элементу возвращены первоначальные прочность и эластичность.
Особого внимания требовали утраты живописи до левкаса и красного полимента на изображении головы святого Иоанна Дамаскина и золотого фона справа от головы. В пределах утрат живописи был подведен реставрационный левкас и выполнены реконструкция рисунка и тонировки акварелью. Для восстановления золотого фона использовалось сусальное золото.
Крайне ответственно и осторожно необходимо было утоньшать и выравнивать авторскую лаковую пленку, ставшую со временем неоднородной, освобождать её от стойких сгустков загрязнения. Под пристальным контролем находились весьма уязвимые, нанесённые на золотой фон надписи и роскошное обрамление клейм в виде как бы гравированных по золоту картушей.
Реставрацию завершило нанесение тонкого лакового покрытия.
Работы выполнены реставратором  Л. В. Жебелян в Тверской областной картинной галерее в 2017-2018 гг.
 

Культепин Максим Иванович (1814-?)
Икона Преподобный Иоанн Дамаскин, в житии. Великомученица Екатерина. Великомученица Варвара. 1844 г. Дерево, левкас, темпера, золочение.
Подпись внизу справа: «П: Тверс : иконоп: Максимъ Культепинъ 1844 года».