Юбилейная выставка Заслуженного художника России Михаила Михайловича Маршумова (1938 г.р.) "Избранное"

13 июля — 9 сентября 2018 года

 В одном из залов мемориального – художественного музея Владимира Серова в поселке Эммаус (филиала Тверской областной картинной галереи) с 13 июля открыта персональная выставка Заслуженного художника России Михаила Михайловича Маршумова, приуроченная к юбилею мастера. Само название выставки - «Избранное» раскрывает ее суть. Экспонируются работы разных лет, имеющие, особо важное значение для самого автора. Они ярко характеризуют грани становления его таланта и разнообразие художественных поисков на протяжении нескольких десятилетий. В экспозиции представлены произведения как хорошо известные по многочисленным выставкам и публикациям, так и только что созданные. Путь художника в искусстве продолжается уже 60 лет… За это время он успел завоевать искреннюю любовь зрителей, уважение своих коллег и благодарность многочисленных учеников.  

Ранний период творческой судьбы Михаила Михайловича Маршумова связан с работой в области художественного стекла. Художник внес значительный вклад в историю отечественного декоративно-прикладного искусства: некоторые его работы стали классикой в российском художественном стеклоделии. С триумфом прошли по многочисленным, в том числе и зарубежным выставкам его декоративные композиции - «Бояре», «Карнавал», «Армянская сюита», «Цветение», «Индустрия и природа». Эти произведения, выполненные из цветного и сульфидно-цинкового стекла, вносят торжественную доминанту в экспозицию выставки. Виртуозное мастерство их исполнения, насыщенная цветовая гамма призваны почеркнуть высокий образный смысл каждой работы. В экспозиции можно видеть уникальные изделия из стеклодротов. В тонкостенных, изящных и хрупких предметах композиции «Лес», декоративных скульптурах, подсвечниках и бокалах, выполненных из бесцветного стекла, осмыслены и индивидуально трактованы традиции известного на весь мир стекла «венецианского»…
С 1970-х годов, будучи уже известным мастером в сфере художественного стекла, Маршумов открывает новую страницу своей творческой биографии. Занятие живописью становится основным делом жизни художника. На выставке представлены полотна разных лет, по которым можно проследить последовательное становление его особой живописной манеры. Это читается в пейзажах, написанных во время путешествий и творческих командировок по нашей стране и за ее пределами. Михаил Михайлович Маршумов глубоко изучает живописные школы старых мастеров, что, безусловно, ощущается в его портретных работах. Чувствуется, что художник с особой ответственностью относится к соприкосновению с духовным миром человека. Тонкая психологическая и духовная характеристика личности каждого персонажа, особая тщательность в проработке деталей, сложный композиционный строй каждого портрета, выразительные живописные решения позволяют говорить об индивидуальном художественном стиле мастера (портреты И. А. Бучнева, И. Д. Коробейникова, И. А. Гусева, объединенные в триптих, трогательный портрет сына, портреты Л. Клименковой, Т. Цибульской, полные нежной женственности ).
Большой творческий и педагогический опыт сыграли большую роль еще в одной сфере творческой деятельности Михаила Михайловича Маршумова. С конца 1990-х годов он работает над сложной научной темой по общей теории композиции и ритма в живописи. Это серьезное искусствоведческое исследование, где сосредоточены и обобщены примеры мирового художественного опыта, собственные философские размышления и осмысление явлений мироздания. В 2018 году, (юбилейном для художника), вышла в свет его книга «Теория универсального ритма», которая может явиться своего рода открытием для людей многих творческих профессий.
Произведения художника хранятся в Государственном художественном музеи и музее декоративно-прикладного искусства (г. Ташкент), Государственном Историческом Музее (г. Москва), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), Тульском областном художественном музее, Тверской областной картинной галереи и др.    


Основные даты жизни и творчества


Михаил Михайлович Маршумов родился в 1938 году в Ташкенте. В своем родном городе закончил Республиканское художественное училище им. П. П. Бенькова (по специальности – художник резьбы по дереву). В 1964 году закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (по специальности – художник по стеклу и керамике).
В 1964 году работал дизайнером в специальном конструкторском бюро в Ереване. С 1964 по 1965 год преподавал в Ташкентском художественном училище им. П. П. Бенькова.
В 1965-1966 годах был художником Вышневолоцкого стеклозавода «Красный май». С 1966 по 1975год – главный художник Калининского предприятия « Стеклоремонт».
С середины 1970-х годов основным направлением творчества М. М. Маршумова становится живопись. В это же время художник продолжает заниматься педагогической деятельностью. Он преподавал в Тверском художественном училище им. А. Г. Венецианова (до 2016года), а с 1981-1983 год вел специальные творческие дисциплины на живописном факультете Института изящных искусств в городе Адене (Южный Йемен).
С 1966 года - участник многочисленных художественных выставок: зарубежных и всемирных в Монреале (1966г.) и Осако (1970г.), всероссийских, республиканских, зональных, областных, городских. Персональные выставки маэстро в разные годы с успехом проходили в Твери, Москве, Адене и др.
За плодотворную и активную творческую деятельность художник награжден Почетными грамотами Министерства культуры (1984г., 2007 г.), Почетной грамотой посольства СССР в республике Йемен (1983г.), имеет Благодарность Министерства культуры РФ (2009г.), звание « Почетный работник культуры и искусства Тверской области» (2008г.), многочисленными Почетными грамотами Губернатора Тверской области, дипломом РАХ (2003г.), Серебряной медалью РАХ (2009г.), Дипломами Секретариата ВТОО «Союз художников России» ( 1997, 1999, 2003, 2009 годы), Дипломом лауреата премии Губернатора Тверской области I степени (2008г.). Имеет Благодарности - Губернатора Тверской области (2002г., 2005г.), Министра культуры РФ (2009г.), Общественной палаты Тверской области (2010г.), Департамента культуры Тверской области (2010г.). Награжден Золотой медалью ВТОО «Союз художников России» «Духовность. Традиции. Мастерство» (2013г.), Нагрудным знаком «За заслуги в развитии Тверской области» (2013г.).
Более 20 лет М. М. Маршумов работает над научной темой в сфере теории изобразительного искусства. Результатом этого исследования стала его книга «Теория универсально ритма», вышедшая в свет в 2018 году.

 

На юбилейной выставке Заслуженного художника России М.М. Маршумова представлены художественное стекло, натюрморт, пейзажи, портреты. Активная творческая жизнь Михаила Михайловича началась с работы в области художественного стекла на стеклозаводе «Красный май» Вышневолоцкого района в 1965 году. Учителем Маршумова был знаменитый «отец» советского художественного стекла Б.А. Смирнов. Созданный Маршумовым в 1966 году из цветного гутного стекла декоративный ансамбль «Бояре» сразу был приобретён Министерством культуры для Всемирной выставки «Монреаль – 1967». Ансамбль «Бояре» оказался в ряду первых работ, сменивших главенствующее в то время в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре страны стилевое направление «функционализм» на стиль «ретро». С тех пор основополагающим в его творчестве стало развитие образного начала в художественном стекле. Художника привлекали композиционные задачи ансамблей – пространственные взаимоотношения форм и цвета и ассоциативное начало. К наиболее значительным произведениям в гутном стекле относятся декоративные ансамбли: «Былина» (1967), «Урожай» (1968). Маршумова привлекают крупные формы, собранные из разных частей. К таким работам относятся декоративные композиции: «Весна», «Лето» (1970) (Всемирная выставка «Осака – 1970»), «Индустрия и природа» (вариант сборки – « Гимн Солнцу») (1972), «Цветение» (1973). Все эти и ряд других произведений демонстрировались на крупнейших отечественных и зарубежных выставках.
В 1966 году Маршумов, приглашённый в город Калинин главным художником на предприятие «Стеклоремонт» (в дальнейшем – « Калининский стекольный завод») для создания художественной лаборатории, разрабатывает в стеклодувной технике совместно с И.М. Маршумовой оригинальный стиль изделий из стеклянной трубки (дрота) и стеклянной палочки (штапика), в основе которого – создание образа на основе первичных форм, образуемых при раздувании и растяжении разогретых дрота и штапика. Маршумову принадлежит идея сквозного трубчатого соединения деталей персонажей с конструктивной основой каких-либо предметов, примеры которого имеются в народной керамике, – например, единый объём туловища животного с туловом сосуда. На международном Биенале в Чехословакии по художественному стеклу Маршумов совместно с И.М. Маршумовой был награждён медалью «Яблонец – 1973». Его стеклодувные работы «Дань поэзии» (1974) и набор подсвечников демонстрировались на выставке советского стекла и гобелена в Париже. Кроме того, Маршумов является изобретателем способа механизированного изготовления рюмки из стеклянной трубки, реализовавшим его на практике.
Работу на стекольном заводе Михаил Михайлович по возможности сочетал с совершенствованием в живописи. Своими учителями живописи он считает Н.С. Малышева (ученика Петрова-Водкина) и Ю.И. Скорикова. С момента открытия в Калинине художественного училища в 1974 году Маршумов начинает по совместительству преподавать в нём рисунок, а с 1975 года, оставив стеклозавод, переходит полностью на преподавательскую работу. Мотивом такого неожиданного для многих решения является его давнишняя мечта – реализоваться в живописи. Последовали годы упорного труда, переосмысления ценностей и преодоления цехового барьера «прикладник – живописец», что принесло свои плоды. Живописные работы стали приниматься на значительные выставки. Журнал «Художник» №4 (1991) в обзорной статье по Региональной выставке, состоявшейся во Владимире отметил в работе Маршумова «Портрет Ларисы Клименковой» проявление «неоклассицизма». С появлением на выставках в Москве в 1997 году на Региональной и Российской выставках портретов Игоря Гусева и Ирины Куприяновой пришло окончательное признание. С тех пор портеты Михаила Михайловича демонстрируются на крупнейших отечественных и международных выставках. Коллекцию портретов художника составляют портреты его дочери и сына, учеников, коллег и друзей, среди которых выделяется своей значительностью триптих художников творческого объединения «Три И» - И.А. Бучнев, И.Д. Коробейников, И.А. Гусев, а также – портреты писателей В,И. Исакова и М.Г. Петрова, реставратора А.И.Садиковой и портрет художника М.В. Акуринина. В триптихе художника привлекал дух взаимопонимания и сотрудничества родственных душ.
Главным принципом в работе художник считает НЕ ДОСТИЖЕНИЕ, А ПОСТИЖЕНИЕ. Маршумов неоднократно возвращается к своим старым работам. Жизнь и творчество художника переплетены в единое целое. В живописи художника привлекают не сиюминутные состояния, не ощущения и томления, а суть вещей, вечные ценности и устремлённость духа к гармонии. Над всеми жанрами главенствует ПОРТРЕТ, как возможность более углублённого постижения и выявления сущности человека, ноты его души и как способ выражения собственного видения сути явлений. Особое значение художник придаёт композиционности работ, пластичности силуэтов, выразительности формы и цветовой тональности. В натюрмортах и пейзажах значительная роль уделяется портретности изображаемого. Ключевым определением принципа работы Маршумова в живописи является СФОРМУЛИРОВАННОСТЬ ОБРАЗА. Сам художник так определяет своё творческое кредо: « От очевидности – к вибрациям духа, от вибраций духа к очевидности».
Наряду с преподавательской деятельностью, значительное время художник уделяет исследованию проблем искусства. Среди опубликованных работ – эссе: «Феномен Фёдорова» (журнал «Русская провинция» № 2, 1997), эссе о художнике Г. Самойлове альбом (Г. Самойлов (2008)), статья в Тверском художественном альманахе «Наша тема» №2 (2016) – «Размышления о сущности супрематизма Малевича»; эссе «Штрихи к творчеству Ефрема Зверькова» в сборнике докладов: Художник-пейзажист Е.И. Зверьков и живописные традиции Тверского края, а также: «Теория универсального ритма. Концепция ритмического  происхождения всего сущего». (Тверь, Триада, С. 80, 2018).