Выставка "Ваза с маками. Фабрика М.С.Кузнецова в Тверской губернии. Рубеж XIX-XX вв." Фаянс, цветные глазури, рельеф.

31 октября 2018 года — 10 февраля 2019 года

                                                                         «Весёлый день горит... Среди сомлевших трав
                                                                          Все маки пятнами - как жадное бессилье,
                                                                          Как губы, полные соблазна и отрав,
                                                                          Как алых бабочек развернутые крылья…»
                                                                                                Иннокентий Анненский

Настоящая выставка одного произведения – очередная – в цикле экспозиций, посвященных продукции фабрики М.С. Кузнецова в Тверской губернии. Картинная галерея более десяти лет знакомит зрителей с богатейшей коллекцией художественного фаянса этого замечательного предприятия (впоследствии, известного, как Конаковский фаянсовый завод). Небольшие выставки разной хронологической и тематической направленности дают возможность составить представление о разнообразии и высоком художественном качестве собрания предметов кузнецовского фаянса, которая была значительно пополнена в 2006 году.

 

На фабрике М.С. Кузнецова ассортимент ваз был огромен, а их создание являлось одним из основных художественных направлений предприятия. Они изготавливались - иногда парами, иногда штучно, иногда сериями – разных форм, размеров и назначений, которые трансформировались от стиля определённой эпохи, моды, вкусовых пристрастий и спроса покупателей. Ваза с маками, представленная в зале, выполнена на рубеже XIX-XX столетий, когда в искусстве царствовал стиль «модерн». Особый культ цветов и их сложной символики в «модерне» поддерживался главным принципом формообразования стиля, а именно – уподобления живому. В это время существовала мода на сосуды, формы которых напоминали растения. Ваза выполнена в виде коробочки цветка мака, обвитого стеблями с листьями, бутонами и красными цветами. Образ мака символизирует переходное состояние между сном и явью, являясь как бы парафразом конфликта жизни и смерти. (Любопытно, что художники «модерна» почти не изображали букеты или цветочные натюрморты, а предпочитали отдельно взятый цветок.) Мастера, создававшие кузнецовский фаянс, безусловно, преследовали цель поразить воображение зрителя разнообразием техник и художественных приёмов, причудливыми формами и богатой колористической палитрой. Открытость новым тенденциям не соперничала с традициями кузнецовской фаянсовой школы с её любовью к ярким насыщенным глазурям, использованию богатых рельефных разделок и сложных орнаментов. Вазы, выполненные в стиле «кузнецовского модерна», ориентированного на столичные вкусы, несут печать неспешной жизни провинции, соответствующего уклада и своих представлений о красоте. Экспонат выставки демонстрирует высочайшее мастерство декорировки изделия: богатые скульптурные разделки в сочетании с широким использованием матовых, потёчных, прозрачных и цветных глазурей необыкновенно насыщенных и чистых оттенков. Матвей Сидорович Кузнецов неоднократно удостаивался наград и поощрений за качество своей продукции и имел высочайшее право маркировать свои изделия государственным гербом.