Мемориально-художественный музей Владимира Александровича Серова

Мемориально-художественный музей Владимира Александровича Серова открыт 18 августа 1980 года к 70-летию со дня рождения художника в качестве филиала Калининской областной картинной галереи.

В. А. Серов родился 21 (8) июля 1910 года в селе Эммаус Тверской губернии. Детство и юность прошли в г. Весьегонске и Весьегонском уезде Тверской губернии. В годы ученичества и студенчества и позднее, уже будучи художником, Владимир Александрович неоднократно приезжал в Эммаус и подолгу здесь жил. С Эммаусом связано и творчество Серова. Здесь он написал ряд портретов, пейзажей, делал этюды с местных жителей к картине «Степан Разин».
К моменту открытия музей насчитывал около 60 работ художника. В последующие годы его коллекция продолжала активно пополняться и в настоящее время насчитывает более 300 экспонатов. При ее комплектовании сотрудники галереи столкнулись со значительными трудностями: к этому времени все известные живописные полотна революционной тематики и многие другие, с которыми В. А. Серов вошел в историю советского изобразительного искусства, были собраны в крупных музеях страны, поэтому все усилия были направлены на поиск эскизов и этюдов к этим картинам. В собрании музея находятся эскизы к картинам «Зимний взят», «24 октября 1917 года», «Ждут сигнала», замечательные этюды «Голова старика» и «Горки ленинские» к картине «23 января 1924 года. Горки. (Похороны В. И. Ленина)». Одним из ценных приобретений музея можно считать картину «В.И.Ленин с рабочими», над которой художник работал в последние дни своей жизни. Полотно это так и осталось незаконченным (завершен только образ Ленина).

Значительное место в собрании занимает жанр портрета. Здесь и мужественные защитники Ленинграда («Портрет редактора партизанской газеты М. Г. Абрамова», «Портрет Полковника В. И. Цветкова», «Автопортрет периода блокады»), и работники искусства («Портрет артистки К. А. Луговой», «Портрет Народного артиста СССР М. О. Рейзена», «Портрет балерины Н. В. Красношвеевой»), и написанные с большой теплотой и любовью близкие художнику люди («Портрет матери», «Портрет жены», «Портрет дочери в розовом»).

В собрании музея есть также мало известные широкому зрителю жанровые полотна («После трудового дня», «Девочка с книгой»), обращающие на себя внимание поэтичностью, тонкостью трактовки пейзажи («Белая ночь», «Первый снег. Москва — река», «Гунзуф. Медведь — гора», «Тропикна в березовом лесу», «Сосна на фоне неба» и многие другие).

Разнообразен и интересен по своему составу раздел графики. Собранные музеем многочисленные этюды, эскизы, рисунки, наброски дают представление о широте творческого диапазона автора, о строгой взыскательности, с которой художник относится к своему труду, говорят о нем как о прекрасном рисовальщике, прошедшем школу талантливого педагога и замечательного рисовальщика В. А. Савинского.

Одним из центральных произведений графической коллекции музея стал приобретенный в семье художника «Портрет В. И. Ленина», выполненный углем. Серовскую Лениниану, собранную в музее и представленную рисунками и эскизами к картинам «В.И.Ленин в Смольном», «Вести из деревни», «Ходоки у В.И. Ленина», дополняют многочисленные наброски к портрету Ленина, говорящие о постоянных, настойчивых поисках художником наиболее выразительных черт вождя. Среди них два наброска к одному из лучших в советской изобразительной Лениниане живописных портретов В. И. Ленина, находящемуся в Третьяковской галерее.

Значительное место в творчестве Серова занимает книжная иллюстрация к произведениям А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, к «Слову о полку Игореве». Наиболее полно в этой коллекции представлены иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (12 листов), исполненные в разной технике. Художники дает очень точные портреты персонажей, глубоко проникает в их духовный мир. С удивительной теплотой он создает образ Наташи Ростовой. Коллекция позволяет проследить образ Наташи в развитии: от порывистой, по-детски смешливой девчонки до мудрой женщины, познавшей счастье любви и перенесшей смерть любимого.

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные в технике темперы, отличаются возвышенностью и величавостью, поражают мощью характера, высокой эмоциональностью.

Несомненный интерес представляет В. А. Серов-карикатурист. Жанр этот почти неизвестен в творчестве художника . На острие его пера - знакомые и незнакомые лица, литературные персонажи, отрицательные типажи. В музее в большом объеме собраны шаржи гротески, юмористические рисунки.

Для более полного представления о творчестве и личности художника в музее создан архивный фонд и фотонегатека, включающие в себя фотографии, документы, письма. 

 

Все части этой статьи