Выставка «Григорий Васильевич Сорока. Икона “Спас Нерукотворный”» из цикла «Страницы реставрации».

23 ноября 2018 года

Творческая жизнь талантливого ученика А.Г.Венецианова, одного из основоположников русского национального пейзажа, Григория Васильевича Сороки (1823-1864) оказалась не-долгой. На сегодняшний день известно не больше сорока произведений, которые хранятся в ведущих музеях страны, в том числе в Тверской областной картинной галерее.
В собрании находятся не только пейзажи, принесшие художнику наибольшую известность, но и произведения иконописи. Г.В. Сорока копировал картины старых итальянских и испанских мастеров, помогал своему учителю А.Г. Венецианову в написании икон для церквей. Благодаря копии Г.В. Сороки известна утраченная работа «Воскресение» В.Л. Боровиковского из Новоторжского монастыря. Иконы были выполнены в нетрадиционной для церковного искусства технике – на холсте или дереве масляными красками. Связано это с тем, что в XIX столетии эталоном служило светское искусство. Иконы создавались часто теми же художниками, которые писали и светские картины. Это во многом определяло не только сти-листику изображений, но и технику произведений.
Икон, выполненных Г.В. Сорокой, до нашего времени дошло немного. В собрании Твер-ской галереи хранятся четыре из них: «Христос, благословляющий детей», «Въезд в Иеруса-лим» и два изображения «Спаса Нерукотворного».
Представленная на выставке икона «Спас Нерукотворный» была написана Г.В. Сорокой в 1840-е – 1850-е годы. В собрание она была преподнесена в дар внуком художника Е.В. Соро-кой в 1962 г. Ранее икона находилась в церкви села Поддубье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, священник которой находился в многолетней дружбе с А.Г. Венециановым.
Памятник поступил в собрание галереи со значительными разрушениями: шелушением и утратами красочного слоя, состаренным потемневшим лаковым покрытием. В 1994 г. был проведен комплекс реставрационных работ, включавший укрепление красочного слоя, удале-ние потемневшего лака, тонирование утрат и нанесение реставрационного лака, защищающего красочный слой.
В 2012 году икона снова оказалась в аварийном состоянии. На фотографиях можно увидеть характер повреждений: видны отслоения и приподнятости живописи, грозящие осыпями. Причиной послужили особенности технологии: применение масляного, а не мелового грунта, под масляный красочный слой и разная плотность слоёв – плотный грунт и тонкий слой жи-вописи, вследствие чего со временем взаимосвязь грунта и красочного слоя неизбежно стала разрушаться.
Главной задачей последней реставрации было укрепление красочного слоя. Была пред-принята попытка укрепить живопись традиционным способом осетровым клеем, однако спустя некоторое время хронические повреждения возобновились. Окончательно удалось добиться восстановления связи красочного слоя с грунтом с помощью полимерного адгезива АК-251.
Затем были устранены следы предыдущей реставрации: удален пожелтевший лак, изме-нившиеся в цвете тонировки. В местах утрат был подведён реставрационный грунт и выпол-нены реконструкция рисунка и тонировки масляными красками. Реставрацию завершило нанесение тонкого слоя реставрационного лака.