Открытое заседание реставрационного совета картинной галереи

22 октября 2014 года

Открытое заседание реставрационного совета было посвящено приему музейных предметов после осуществления реставрационных работ и приведения их в экспозиционный вид, большая часть из которых реставрировалась сотрудниками реставрационной мастерской картинной галереи. Среди них - два произведения масляной живописи и несколько икон, исполненных в технике темперной живописи. Другая часть поступила из ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря.
Каждый из реставраторов отчитывался за свою работу и представлял произведение, над которым он работал.
М.Ю. Сахно представила
Знак сапожного цеха. Неизвестный художник (вторая половина XVIII ве-ка). Холст, масло. 71,5х88,3 см.
Перед членами реставрационного совета и сотрудниками галереи предстало обновленное произведение, прошедшее все этапы необходимой реставрации: ему был возвращен авторский формат, выравнен и утоньшен состаренный пожелтевший лак; картина покрыта лаком, утраты тонированы.
Это один из знаков, которые поступили сначала в Тверской музей, а затем часть из них была передана в картинную галерею. Информацию об этих знаках можно прочитать в рукописях Е.К.Мроз (искусствовед, работала сначала в музее, а затем, с 1936 года  – в галерее): 

«В 1904 году поступили в музей из Тверской ремесленной управы девять любопытных картин - цеховые знаки, написанные в XVIII веке. Это – «Знак сапожного цеха», «Знак портного цеха», «Знак каретного и столярного цеха», «Знак серебренного цеха», «Знак печного цеха», «Знак кузнечного цеха», «Знак прядильного цеха», «Знак иконописного цеха» и «Знак калашного цеха». Эти жанровые картины среднего живописного качества носят полухудожественный, полувывесочный характер. На картине «Знак иконописного цеха» по традиции изображен ап. Лука с атрибутом живописного искусства.
«Знак калашного цеха»  незамысловатая жанровая сценка: в ларьке за прилавком продавец в зеленом кафтане и красном камзоле и покупательница в красном платье с белой косынкой и белом чепце, с французской булкой в правой руке. 

Наиболее интересна картина «Знак портновского цеха», которая ясно показывает источник, откуда художник заимствовал ее композицию. Это несколько упрощенная по содержанию гравюра Шустера с рисунка Даниэля Ходовецкого из альбома «Kuhfertafeln Zum Elementarbuche fur die Jugent ihre Eltern und Freunde in gesitteten Standen 1770.» На картине отсутствует группа правой стороны гравюры – подмастерья, занятые шитьем. В остальном художник почти во всем следует за оригиналом вплоть до брошенных на пол утюга и ножниц».
В собрании картинной галереи всего пять знаков: «Знак портного цеха»; «Знак калашного цеха»; «Знак прядильного цеха»; «Знак кузнечного цеха» и «Знак сапожного цеха».
Реставрация произведения А.П. Васнецова «Река в лесу». Холст, масло. 71х44,3 см. – это внеплановая работа, которая была вызвана необходимостью предоставления полотна для выставки в Белгороде. Укреплен красочный слой, в места утрат подведен и обработан реставрационный грунт, удалены загрязнения с поверхности живописи, картина покрыта лаком, утраты тонированы. Эти работы были проведены С.И. Кузенковой, заведующей реставрационной мастерской.
Произведения древнерусского искусства представляла реставратор темперной живописи А.А. Власова.
Иконы, прошедшие реставрацию:
• Святые преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, князья Борис и Глеб. Н.Х. XIX в.
• Святые Ефрем и Аркадий Новоторжские, благоверные князь Георгий и княгиня Иулиана Новоторжские.
• Никола Можайский с двенадцатью клеймами жития Николы. Н.Х. I пол. XIX в.
В настоящее время все они готовы к экспонированию.
Большой интерес вызвали произведения, отреставрированные в ВХРНЦ имени И.Э. Грабаря:
Брейгель Ян. Сельский праздник. Благодаря тому, что произведение «участвовало» в выставке «Сохранение культурного наследия: живопись и графика старых мастеров из собраний российских музеев после реставрации в ВХРНЦ им. И.Э.Грабаря», была произведена реставрация, которой произведение «ожидало» с 2000 года.
Маковский Владимир Егорович «Дедушка и внучка». Во время транспортировки в ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря деревянная основа картины (две соединенные доски) распалась на две . В ходе реставрации произведена склейка расколотой деревянной основы, удаление загрязнений с оборота, подведение грунта в места утрат, удаление загрязнений с поверхности живописи, регенерация лака, покрытие картины лаком, выполнение реставрационных тонировок.
Неизвестный мастер. Горельеф. Апостол. XVIII в. (?) Дерево, шпонки врезные тор-цовые (?), резьба, левкас, раскраска. 64х23,5х16 см. Со скульптурой были проведены следующие работы: укрепление грунта и красочного слоя, удаление стойких поверхностных загрязнений, удаление записей, подведение и обработка реставрационного левкаса, тонирование в местах утрат, покрытие лаком.
Таким образом, приведено в экспозиционный вид восемь произведений. Без сомнения, они найдут достойное место в экспозиции Тверского императорского дворца, к возвращению в который готовятся все подразделения Тверской галереи.