К 150-летнему юбилею со дня рождения Валентина Александровича Серова.

19 января 2015 года

 Валентин Александрович Серов, русский живописец и график, мастер портрета, родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге. Отец художника – Александр Николаевич Серов, известный композитор и музыкальный критик, автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья Сила». Мать - Валентина Семёновна Серова (урожденная Бергман), композитор и музыкально-общественный деятель. Валентин Александрович был единственным ребенком в семье, с ранних лет он проявлял интерес к рисованию, чему немало способствовала среда, в которой рос будущий художник: Александр Николаевич был дружен со многими известными людьми того времени, в частности, с писателем И.С. Тургеневым, скульптором М.М. Антокольским, художником Н.Н. Ге.

В 1871 году (маленькому Валентину на тот момент было шесть лет) скоропостижно умер отец. Валентина Семёновна после смерти супруга, решив продолжить музыкальное образование, прерванное замужеством, уехала с сыном в Германию, в город Мюнхен. В 1873 году в курортном городке Мюльтале близ Мюнхена, куда Серовы переехали на лето, произошло знакомство Валентина с немецким графиком и офортистом Карлом Кёппингом, который разглядел в ребенке зарождающийся талант и своими уроками немало поспособствовал становлению и развитию дарования будущего художника. Осенью 1874 года мать и сын Серовы переезжают в Париж, где учителем мальчика стал Илья Репин, уже известный к тому времени автор «Бурлаков на Волге». Вплоть до поступления Серова в Императорскую Академию художеств в 1880 году он брал систематические уроки у Репина, с 1878 года практически живя в семье художника.

В период с 1880 по 1885 год Серов обучался в Императорской академии художеств в классе профессора Павла Чистякова, среди учеников которого были Суриков, Поленов, Репин, Врубель. Уже в период обучения художник создал работы, которые сегодня считаются классикой русской живописи. Например, в 1884 году летом, работая в Абрамцеве в усадьбе Саввы Мамонтова, с которым он был знаком еще с детства (в 1875 году Валентина Семёновна гостила с юным Тошей - так всю жизнь звали художника родные и друзья - у известного мецената в его не менее известной усадьбе), Валентин Александрович написал одно из первых своих значительных произведений – портрет Л.А. Мамонтовой. Высшими же достижениями раннего периода творчества Серова являются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887 г.) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888 г.), в которых проявляются черты раннего русского импрессионизма.
С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Валентина Серова, его излюбленными моделями были представители артистической среды – художники, писатели, артисты, певцы, композиторы (портреты А.Мазини (1890 г.), И.Е. Репина (1892 г.), Ф.Таманьо (1893 г.), К.А. Коровина (1891 г.), И.И. Левитана (1893 г.), Н.С. Лескова (1894 г.), Н.А. Римского-Корсакова (1898 г.)).Получив широкую известность, Серов много работал над парадными портретами высокопоставленных и царских особ (портреты Императора Александра III (1899 г.), Николая II (1900 г.), великого князя Павла Александровича (1897 г.), С.М. Боткиной (1899 г.), Ф.Ф. Юсупова (1903 г.)), в каждом из которых, несмотря на заказной их характер, проявлялось творческое «Я» художника. В то же самое время Валентин Александрович писал портреты, которые отличались особой душевностью и камерностью («Дети (Саша и Юра Серовы)» (1899 г.), «Мика Морозов» (1901 г.), портрет княгини Юсуповой (1902 г.).

В поздний период творчества (начало 1900-ых годов) Серов работал также в жанре исторической живописи - были созданы иллюстрации к четырехтомному изданию Н.И. Кутепова «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси с Х по ХIХ век» («Выезд Петра II и цесаревны Елисаветы Петровны на охоту» (1900 г.), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902 г.), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902 г.)), а также темпера «Петр I» (1907 г.). В конце жизненного пути после поездки вместе с Л.С. Бакстом в 1907 году в Грецию и на Крит мастер в своих произведениях обратился к сюжетам из античной мифологии («Похищение Европы» (1910 г.), «Одиссей и Навзикая» (1910 г.)). В этот же период (1910 г.) было создано одно из неоднозначных произведений Серова, вызвавшее недоумение и даже негодование публики, но являвшееся гордостью художника – портрет танцовщицы Иды Рубинштейн.

С 1897 по 1909 год Валентин Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учениками его были известные художники: К.С. Петров-Водкин, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов, К.Ф. Юон.

Судьба живописца была тесно переплетена с Тверским краем. Другом и однокашником Серова по Императорской Академии художеств был Владимир Дмитриевич Дервиз, который впоследствии стал родственником Серова, женившись на его двоюродной сестре Надежде Яковлевне Симонович. Чета Дервизов летом 1886 года после венчания при непосредственном участии самого Серова приобрела поместье Домотканово в 17 километрах от Твери, куда он приезжал гостить и работать и где были созданы одни из лучших его произведений, ставшие классикой русского искусства: «Девушка, освещенная солнцем» (1888 г.), «Заросший пруд» (1888 г.), «Октябрь. Домотканово» (1892 г.), «Осенний вечер. Домотканово» (1886 г.), «Баба в телеге» (1896 г.), «Баба с лошадью» (1898 г.) и многое другое.

Имение Дервизов располагалось в живописном месте, которое не оставляло равнодушным ни одного художника. Серов, работающий преимущественно в жанре портрета, также не мог устоять перед красотой домоткановской усадьбы и ее окрестностей. По воспоминаниям Игоря Грабаря, биографа художника, Валентин Александрович, показывая ему первый свой значительный пейзаж «Заросший пруд», заметил: «Я все-таки немножко и пейзажист». Писал пейзажи мастер на отдыхе и «для себя», и значительная их часть была создана именно в Домотканово. С этим местом и людьми, в нем жившими, художника связывали крепкие нити семейных и дружеских отношений, моменты вдохновения, творческого труда и отдыха. В Домотканово Серов наведывался регулярно и последний раз посетил его в ноябре 1911 года незадолго до смерти.

В 1965 году, к столетию со дня рождения Валентина Александровича Серова в Домотканове был открыт народный Музей живописца, который в 1976 году стал филиалом Тверской областной картинной галереи и является на сегодня единственным в России Мемориально-художественным музеем великого русского художника. В настоящее время экспозиция музея располагается в доме младшего брата хозяина усадьбы – Валериана Дмитриевича Дервиза, и знакомит посетителей с историей имения, их владельцев и гостей, а также посвящена пребыванию Серова в усадьбе и созданным им здесь произведениям. Музей располагается в старом парке с уцелевшими вековыми деревьями и каскадом прудов, с живописными зарослями сирени, в пору цветения которой впервые увидел В.Д. Дервиз эти места.

Произведения Валентина Серова находятся во многих государственных музеях и картинных галереях России и мира, а также в частных коллекциях. Тверская областная картинная галерея в своей коллекции имеет графические и живописные произведения мастера, такие как «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой», «Баба с лошадью» (эскиз) (1899 г.), «Октябрь. Домотканово» (эскиз), «Стадо. Домотканово», «Портрет Мити Дервиза» (1889 г.), «Спящая В.С. Серова» (1881 г.), иллюстрации к басням И.А. Крылова «Квартет» и «Волк и пастухи» и ряд других работ.

Ольга Андреева, старший научный сотрудник
информационно-издательского отдела