Еще раз об "Оттепели": Евсей Евсеевич Моисеенко и его солнечная "Наташа".

12 февраля 2015 года

 В настоящее время в Тверской областной картинной галерее работает выставка «Оттепель», посвященная одноименному периоду в истории культуры России середины XX века. В рамках выставки экспонируются произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания галереи, созданные с середины пятидесятых до середины шестидесятых годов прошлого столетия и наиболее полно отражающие уникальную атмосферу эпохи. Этот период характеризовался относительной творческой свободой, которую получили художники, писатели, поэты, музыканты, деятели кино и театра, что позволило им создать целый ряд выдающихся новаторских произведений искусства.
Одно из центральных мест в экспозиции занимает произведение кисти Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988 гг.) – портрет «Наташа». Моисеенко окончил Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, где был учеником Александра Александровича Осмеркина. В семидесятые годы двадцатого века живописец получил официальное признание, был удостоен звания Народный художник СССР и избран действительным членом Академии художеств СССР. Большую часть своей жизни художник преподавал, воспитал несколько поколений учеников и имел множество последователей. 
Творчество Моисеенко многогранно и включает в себя обращение ко многим жанрам изобразительного искусства. Не последнюю роль играет в нем и портрет, в котором художник раскрывается как тонкий психолог и исследователь человеческой натуры. Моисеенко выбирает для изображения людей с ярко выраженной индивидуальностью, а также часто пишет детей, образы которых занимают особое место в творчестве мастера. Биограф Моисеенко Г.В. Кекушева пишет: «Его преклонение перед чистотой юности, интерес к формированию человеческого характера проявляются в создании многочисленных портретов одного и того же лица».
Наташа, героиня одноименного портрета, была постоянной моделью Моисеенко. Она жила в Крыму, куда художник впервые приехал в творческую командировку в 1954 году. Моисеенко пишет Наташу и ребенком, и подростком, и почти уже взрослой девушкой. Эта серия портретов - не просто рассказ об изменениях человеческого лица, но повесть о становлении личности. На портрете из фондов Тверской областной картинной галереи мы видим Наташу подростком.
…Теплый весенний день. Она стоит на белой веранде, сощурившись от яркого солнца. За спиной Наташи колышется радостная зелень цветущего яблочного сада. На столике – стакан с небрежно отломленной веткой, на которой едва распустился нежный бутон. Девочка расслабленно опирается на широкие перила, в ее полураскрытой ладони – маленькое зеленое яблоко. Загорелая кожа девочки дышит чистым летним теплом. Она смотрит на зрителя, и в то же время кажется, что ее слегка рассеянный взгляд направлен вдаль, словно бы сквозь человека, который находится напротив.
Картину отличает сложное, свойственное Моисеенко и выделяющее его среди других художников сочетание цветов: яркий, солнечный зеленый, нежный белый и радостный оранжевый соседствуют на полотне с множеством оттенков коричневого – вплоть до самого темного. Однако сложные цветовые вариации не разрушают композиционной целостности картины. Напротив, темный цвет подчеркивает живость солнечных пятен на сочной весенней зелени Крыма.
Передавая внутренний мир человека, Моисеенко умело пользуется выразительными возможностями пейзажа и натюрморта, элементы которых он, как правило, включает в портрет. Для каждого мастер выбирает органичный фон, представляющий для человека его естественную среду, помогающий раскрыть его индивидуальность. Мягкие зеленые тона и темные теплые тени южного сада подчеркивают нежный, светлый и искренний девичий образ. В работе над портретом Моисеенко пользуется широким, свободным мазком, демонстрируя виртуозную технику живописного исполнения.
Картину «Наташа» Евсея Евсеевича Моисеенко можно увидеть в рамках выставки «Оттепель» в Тверской областной картинной галерее до 15 марта.

Наталья Лебедева, научный сотрудник
Отдела виртуальных проектов
Тверской областной картинной галереи