Коллекция фотографии в Тверской областной картинной галерее

29 февраля 2016 года

П.С.Жуков. "Женский портрет". I четверть XX в. Из собрания ТОКГ. История формирования фонда художественной фотографии  Тверской областной картинной галереи имеет много общего с происхождением подобных коллекций  других музеев страны. Фотографические материалы  ТОКГ неоднородны, часть из них находится в архиве и фотонегатеке,   в  основном это отпечатки, слайды,  негативы репродукций произведений из собрания  галереи. В архиве ТОКГ  также хранятся фотографии, поступавшие вместе с документами и книгами  из тверских усадеб в 20-е годы XX века, некоторые отпечатки в разное время переданы из семей художников.  Востребованность фотографии, осознание  художественного и исторического значения этого явления привели к ее целенаправленному коллекционированию  в контексте музейных собраний. В 2009 г. в ТОКГ выделен фонд художественной фотографии, куда постепенно переводятся наиболее  ценные фотографические материалы из архива музея.

Сегодня  собрание музея располагает отпечатками  таких признанных фотографов, как А.И. Деньер,  К.И. Бергомаско. С.Л. Левицкий, И.Г. Дьяговченко, М.П. Дмитриев, М. С. Наппельбаум, П.С. Жуков, А. Д. Гринберг. Е.Я. Элленгорн,  дары современных авторов А. Чежина, И. Лебедева, С.Чабуткина Д. Горячева, С. Щербакова, А. Черногривова, И.Лебедева также заняли свое достойное место в этом ряду.

В том же 2011 году Союзом фотохудожников России в лице председателя  А.И. Баскакова были предоставлены в дар ТОКГ шесть современных отпечатков Александра Гринберга из проекта «Искусство движения» 1928-1929 гг.. Все фотографии выполнены в технике ручной печати, на броможелатиновой бумаге ограниченным тиражом в 2001-2002 гг.. В декабре 2011 года выставка «Фотографии Александра Гринберга из серии «Искусство движения»» была показана в контексте выставочного проекта «От модерна до соцреализма. Русское искусство первой трети ХХ века из собрания Тверской областной картинной галереи». 

Наиболее ранним фотографическим памятником  в собрании ТОКГ является два альбома второй 60-х годов XIX века. Вероятно, оба эти альбома поступили в фонды галереи из одного источника, об этом свидетельствуют архивные номера памятников. Первый из них - альбом с видами города Каменец-Подольского, выполненными фотографом  А.К. Энгелем, альбом дополнен фотографическими видами города Курска. Имя автора этих фотографий нам пока неизвестно. Дарственная надпись открывает и имя владельца -  это  управляющий курским учреждением Государственного банка (предположительно с 1881 по 1886 гг.)  Петр Карпович Дебогорий-Мокриевич.

А.К. Энгель. "Виды г. Каменец-Подольского", 1870-е годы. Из собрания ТОКГ

 Второй альбом - альбом  фотографий визитного формата 1860-1870 гг.,   все отпечатки  в нем выполнены на альбуминовой бумаге. К сожалению, лишь некоторые портреты имеют подписи на альбомных страницах, часть фотографий перепутаны,  и далеко не все подписи соответствуют действительности, многие с трудом читаются. Но даже сейчас список имен дает возможность предположить, что альбом когда-то принадлежал влиятельному лицу.  Барон Корф, князь Оболенский, граф Олсуфьев, Колзаков, Муравьев, Анненков, вот эти  некоторые фамилии,  прочитанные под снимками.  Большинство портретов  изготовлены в 60 годах XIX века в лучших фотоателье Петербурга. Надписи на оборотах бланков сообщают нам имена фотографов: А.И. Деньер, К.И. Бергомаско, С.Л.Левицкий, Шапиро, но география снимков не ограничивается Петербургом, здесь встречаются названия французских и немецких ателье,  работы московских фотографов Дьяговченко, Мебиуса, фотографа Г.Ф. Локке из Казани, Р. Ресслера и Лейбовского из Твери.

Первые успешные шаги по исследованию альбома  были сделаны благодаря консультации Замореновой О.А., научного сотрудника музея-квартиры Н.А. Некрасова. Нам довольно легко удалось установить имена изображенных лиц на  нескольких  портретах.  Один из них - портрет адмирала, генерал-адъютанта П.А. Колзакова работы А.И. Деньера 1862-1864 гг.. Подпись КОЛЗАКОВ под фотографией соответствует изображению.

Павел Андреевич Колзаков (1779—1864) — адмирал, генерал-адъютант, участник Наполеоновских войн. Во время Отечественной войны 1812 года П.А. Колзаков участвовал в сражении при Бородине. В Тверской губернии располагалось  родовое имение жены Колзакова «Рудневка». Портрет П.А. Колзакова опубликован в альбоме А.И. Деньера «Альбоме фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России» 1865 г.», часть II. Наш снимок идентичен портрету, воспроизведенному в «Альбоме…» Г.И.Деньера.

Среди снимков в альбоме находится еще одна  уникальная фотография - портрет декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола (18.04.1793-21.02.1886) - отставного полковника, участника Отечественной войны 1812 г.,  одного из основателей «Союза спасения», «Союза благоденствия», члена «Южного общества». М.И. Муравьев-Апостол  был осужден и   приговорен к каторжным работам 1826-1856 г.  В 1856 ссыльный М.И. Муравьев-Апостол восстановлен в правах,  3.01.1857 поселился в д. Зыковой Московского уезда,  12.04.1857 г. переехал в Тверь, с 14.08.1858 ему было разрешено жить в Москве, "...разрешено жить и в Петербурге и носить Кульмский крест...27.4.1863...". 

Следует сказать, что существует несколько фотографических портретов декабриста.  В РНБ хранится портрет М.И. Муравьева-Апостола 1857 г. работы Карла Августа Бергнера. На портрете К.А. Бергнера М.И. Муравьев-Апостол изображен в темном плаще без Кульмского креста.

  Портрет М. И. Муравьва-Апостола из нашего альбома выполнен тверским фотографом Робертом Реслером ( R. Roessler). На темном фоне, высветляющемся к краям снимка,  изображен сидящий пожилой мужчина, волосы  и усы старика  седые, левой рукой мужчина опирается на тонкую т-образную палку, на нем темный сюртук, слева у него на груди расположен Кульмский крест. Под снимком на альбоме подпись: МУРАВЬЕВ. Черты лица, изображенного мужчины на нашем портрете, имеют убедительно сходство с портретом М.И. Муравьева-Апостола, выполненного К.А. Бергнером в 1857 г. (РНБ). Подтверждает нашу догадку  также подпись  "Муравьев" на странице альбома под изображением. Все это дает нам право утверждать, что на снимке изображен именно М.И. Муравьев-Апостол.

  Саксонский подданный Роберт Реслер, предположительно, работал в Твери с 1862 г. по 1869 г. Вначале его фотография находилась на Миллионной улице в доме Титова, затем на углу Трехсвятской и Новотожской улиц в доме братьев Пановых. Если опираться на датировку бланков, которую предлагает А.Н. Семенов,  то снимок выполнен не ранее 1863 г. так как на груди М.М. Муравьев-Апостол - Кульмский крест.  Мы  знаем, что М. И. Муравьеву-Апостолу "...разрешено жить и в Петербурге и носить Кульмский крест...27.4.1863...",   следовательно, снимок сделан не ранее этой даты;  и не позднее 1869 г., так как в это время Р. Реслер меняет рисунок бланка.

2. Роберт Реслер, Тверь. Портрет М.И. Муравьва-Апостола. 1863-1864 гг. (не ранее мая 1863г.). Альбуминовая отпечаток. Фирменный бланк. 10,1х8,9 см (бланк), 6,8х6,6 (лист). Из собрания ТОКГ Где жил в это время Матвей Иванович Муравьев-Апостол? Любопытны сведения, найденные в Государственном архиве Тверской области: «Приложение к рапорту пристава 1- части г. Твери № 7 от 5 октября 1864 г. СЕКРЕТНО. Список лиц, состоящих под надзором полиции и проживающих в 1-й части города Твери. В списке под номером 1: Помещик Тамбовской губернии Матвей Иванов Муравьев-Апостол Подвергнут надзору по предписанию начальника Тверской губернии от 25 апреля 1857 г. Проживает: 2-го квартала в Семеновской улице в доме г. Бутягина. Чем занимается и какие имеет средства к содержанию: ничем, имеет капитал» Эта информация, хотя и  противоречит  официальной версии, о том, что Муравьев-Апостол в это время жил в Москве, подтверждает временные рамки датировки фотоснимка работы Р. Реслера.

Соответственно, наш снимок мы можем описать: Реслер Р., Тверь. Портрет М.И. Муравьва-Апостола. 1863-1864 гг. (не ранее мая 1863г.).

О жизни М.И. Муравьева-Апостола в Твери оставили записи современники декабриста. В примечании издателя «Русской старины» 1886 г. №7. М.И. Семеновского к воспоминаниям В.Е. Якушкина. «Матвей Иванович Муравьев Апостол» можно найти описания любопытных  для нас событий: «Летом 1860 г. мы еще застали Матвея Ивановича в г. Твери  в г. Твери и провели у него, посетив этот город, целый вечер. Это был добрый, весьма словоохотливый и в высшей степени интересный старик. Особенно замечательно было его отношение к сотоварищам  его по сибирской ссылке. Память их он чтил необыкновенно…»

Безусловно, остальные фотографии также ждут дальнейшего исследования. Уже имеющаяся информация о снимках, их описания, данные о фотографах, выполнивших эти портреты,  нуждаются в   анализе, сравнении  и систематизации. Нам еще только предстоит узнать, какие обстоятельства объединили все эти портреты на страницах тверского альбома.

В 2012-2014 годах фонд  пополнился произведениями из коллекции тверского собирателя и исследователя фотографии Александра Николаевича Семенова, автора книг и статей о тверской фотографии, таких как  «Фотографы Твери и Тверской губернии (1858-1929)», «Волжский альбом Дмитриева», «Тверская губерния в открытках».  Среди экспонатов, переданных им в дар, выделяются работы Е. Я. Элленгорна, И. А. Тачалова, А. М. Озерова, тверских авторов конца XIX - начала XX веков;  виды Кашина работы В.А. Колотильщикова начала XX века,   виды окрестностей Ржева неизвестного фотографа конца XIX начала XX вв. Несомненно, украсили наши фонды  коллекция портретов и  два волжских пейзажа, выполненные выдающимся русским фотографом М. П. Дмитриевым.

 Работа над комплектацией фонда, описанием  и хранением фотографий продолжается, в 2012 и 2014 годах сотрудники ТОКГ прошли обучение и получили консультации на семинарах «Хранение и основы консервации фотоотпечатков, выполненных в различных техниках», ежегодно проводимых Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО. В 2013 году фотографии из семейного альбома  советского художника А.Н. Самохвалова (из фондов ТОКГ), вошли в экспозицию 2 биеннале архивной фотографии, проведенной Государственным Русским музеем (г. Санкт- Петербург).