Вечер из цикла «Галерея слов», посвященный Белле Ахмадулиной

11 октября 2017 года

     Субботним вечером 7 октября 2017 года в Восточной башне Тверского императорского дворца читали стихи Беллы Ахмадулиной. Программа Алексея Зинатулина «Моя родословная», получившая свое название по одноименной поэме была представлена на фоне двух удивительных полотен кисти Бориса Мессерера, которые специально к этому вечеру были доставлены из фонда живописи Тверской областной картинной галереи. Лейтмотивом нового цикла музейно-театральных программ «Галерея слов» стало стремление не только вновь услышать знакомые стихи любимых поэтов, но и по-новому взглянуть на произведения живописи, хранящиеся в Тверской областной картинной галерее. После спектакля в наш адрес пришел отзыв аспирантки Тверского государственного университета Екатерины Вихровой. Кто может рассказать о спектакле лучше, чем его зритель? Поэтому отзыв Екатерины мы публикуем на нашем сайте.
       Вечер из цикла «Галерея слов», посвященный Белле Ахмадулиной, фееричный, яркий, как фейерверк, но и лиричный, тихий. В первом отделении зрители узнали историю постановки балета "Клоп" по Маяковскому, и как эскизы декораций и костюмов подтолкнули Бориса Мессерера к циклу работ в разных жанрах под общим заголовком «Танцы в стиле ретро». Авангардные картины Бориса Мессерера, музыкой Олега Каравайчука, забавные истории, связанные с особенностями творческих темпераментов, сразу позволили ощутить атмосферу творческой элиты советского времени.
Визуальное оформление встречи лаконичное и стильное: на проекции знаменитый снимок Юрия Роста «Белла на фоне картин Мессерера», и немного правее – подлинники тех же самых картин, к которым можно подойти и рассмотреть до мельчайших деталей.
    Они похожи на калейдоскоп и мозаику, при взгляде издалека немного напоминают хохлому. Сначала видишь вызывающе яркие пятна, отдельно нарисованные лица, руки, ноги, шляпки, трости, а затем появляется некая целостность, в сознании прорисовываются кружащиеся фигуры. Запомнился рассказ Татьяны Викторовны Платоновой о том, как в картинную галерею поступили холсты "Канкан" и «Фокстрот» – неслучайная случайность. Но сегодня эти работы не в запасниках, а в главной роли. Именно картины задали цветовое пространство поэтического вечера, наряду с сиреневой обложкой сборника поэтессы «Свеча».
       С настроением полотен перекликается включенное в театральную часть эссе Андрея Битова о Белле Ахмадулиной: за славой – прячущееся одиночество, за признанием – непризнанность и непонятость. Интересно и соприкосновение Ахмадулиной и Битова в пушкинском контексте. Битов известен романом "Пушкинский дом", а поэтесса в поэме, которая звучала в этот вечер в исполнении А. Зинатулина, также идет вслед за Пушкиным – и обращается к своей родословной.
     Сам литературный спектакль по поэме Ахмадулиной «Моя родословная» захватил стремительным темпом, разнообразием ритмов, неожиданными рифмами. Прозаические отрывки из воспоминаний поэтессы не только пояснял сюжет поэмы, но и вносил трагическую ноту в повествование. Картины и текст поэмы слились и для зрителей ясно воплотилась История: от серебряного века к революциям 1905 и 1917 гг, и далее к эпохе НЭПа, откликаясь временем 60-х и 90-х годов XX века.
      В финале – видеозапись читающей Беллы Ахмадулиной изменила мое отношение к её голосу, до этого знакомому только по аудиозаписям в интернете. "Голос, губы сжегший" – сильный и проникновенный, натянутый, как струна, немного хриплый. В нём чувствуются годовые кольца, годы горения, творческого искания.
      Порадовала инсталляция «Плетение словес» – это игра в ассоциации, предложенная зрителям после спектакля. На всём словесном поле для меня ярко вспыхнули две точки-звездочки, ассоциирующиеся с поэтессой: «птица» и «гортань». Я протянула красную нить между гвоздиками, словно составляя маршрут звездного неба.
       Второй вечер музейно-театральной программы «Галерея слов» был наполнен эмоциями, разнообразными формами пребывания зрителей в галерейном пространстве, общением и внутренними размышлениями каждого зрителя.