История Дворца. Часть III

Следующим значительным в художественном отношении этапом жизни Дворца стал период, свзаннный с именем императора Александра II, пригласившего для ремонта ансамбля известного петербургского архитектора Александра Ивановича Резанова. Резановская починка превратилась в основательную техническую реконструкцию комплекса и его стилистическую реставрацию на никитинский период — некое возвращение к барокко с привнесёнными в него элементами модной тогда «русской темы» и ренессансных мотивов. Исключительно бережно отнесясь к деяниям своих предшественников, Резанов сохраняет наиболее красноречивые, на его взгляд, черты ранее существующих стилей, формируя новый образ Дворца и возвращая ему утраченное в начале XIX века скульптурное и живописное богатство архитектурных деталей. Не давая доминировать стенной плоскости, он делает пластически более выразительными аттики, венчая их фигурами сидящих женщин (скульптор Д. Йенсен), «венецианское» окно превращает в изящный балкончик, устраивает просторные фигурного литья балконы с юга и севера. Аскетическую «наготу» ампирных фасадов оживили теперь пространственно активные, разнообразные и сочные по рисунку рустовки, тяги, филёнки, особенно любимые Резановым гирлянды и неоднократно повторяющиеся вензели императора. Такой набор декоративных элементов был характерен для начинавшего входить в моду в столице «стиля Луи XVI», который можно рассматривать как частичную стилистическую реставрацию ренессансных и барочных идей. Немалых усилий потребовало и радикальное изменение облика «Зеркальной» или «Малиновой» галереи и превращение её в «Гербовую залу», ставшую своего рода визитной карточкой нового художественного стиля Дворца. В оформлении её зодчий использовал сочетание «ренессансных» (кессоны, дубовая обшивка, «цветной» свет из «венецианского» балкончика) и «русских элементов», наиболее ярким из которых стал фриз, составленный из гербов городов Тверской губернии и Дома Романовых, выполненный в технике раскрашенного рельефа мастером П. Кохом, а также специально изготовленная для этой цели в мастерской Бютгера мебель «под русскую старину» из тиснённой английской кожи.

Для того, чтобы облик Дворца получился репрезентативным, потребовались немалые художественные усилия многих. В Санкт-Петербурге делаются новые заказы. Резановские затеи исполняют художник X. Сарториус, мастерские Яичникова (лепные работы), Людвига Лотта и Давида Иенсена (скульптурные работы для здания и дворцового сада), «Озолинга и К*» (литьё). В интерьер Парадной лестницы добавляют панно работы крупнейшего академического художника своего времени Ф. И. Бруни, здесь же размещают приобретённые у архитектора А. К. Кавоса в Петербурге полотна с «перспективными видами Каналета». Поскольку в придачу к северной парадной анфиладе Резанов организует в бельэтаже западного флигеля личные апартаменты для императорской семьи, а в Восточной башне - помещения для кабинета министра императорского двора, то количество художественно оформленных комнат увеличивается. Дополнительно потребовалось немало новой мебели, зеркал, разного рода светильников, посуды, ваз, драпировочных тканей и т.д. Мебельные фабриканты Тур и Фольдман, знаменитый Павел Буре (часы, бра, бронзовые предметы, жирандоли, подсвечники, чернильные приборы) становятся поставщикам Тверского дворца.

Словом, к началу XX столетия во Дворце сложилась богатейшая художественная коллекция широкого профиля, собранная несколькими поколениями Романовых; вряд ли можно было найти другую, равную ей, в Тверской губернии. На протяжении столетий Императорский дворец играл роль главной тверской сокровищницы изящных искусств. Дворцовое собирательство предметов искусства — ярчайшая страница культурной и художественной жизни Тверской губернии длиною в несколько столетий. История Дворца - это и история тверского коллекционирования.

В 1894 году в парадных залах Дворца была устроена выставка произведений московских и петербургских художников. С 1896 года в шести комнатах западного бельэтажа расположился открытый для широкой публики «Тверской музеум» с его собранием предметов искусства.

Все части этой статьи