В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией Тверская областная картинная галерея и ее филиалы временно приостанавливают прием посетителей и отменяют все просветительские, выставочные, развлекательные, досуговые и иные массовые мероприятия. Программу онлайн-мероприятий можно посмотреть здесь: https://gallery.tver.ru/news/
EN

«Для услаждения чувств…»

Опубликовано 20.05.2020

История создания русского фарфора была продолжительной, увлекательной и временами – трагичной. В XVIII – XIX веках фарфор был предметом роскоши и стоил очень больших денег (неслучайно его называли «белым золотом»). Снежная белизна и тонкость этого (ныне – обиходного) материала дополнялась изысканными рельефами, скульптурными накладными элементами, цветными глазурями, золотом и восхитительными росписями «на разные сюжеты» - портреты, букеты, бытовые и военные сцены. В XVIII столетии фарфор стремились иметь преимущественно «для любования» и, как говорили в те времена – «для услаждения чувств…». Позднее, когда фарфоровое производство в России набрало силу, предметы из него стали использовать по назначению – в быту, в интерьере и для сервировки парадных застолий «по особому случаю…». 

…Путешествуя по Европе с Великим посольством Петр I (и до коронации его императором, да и после нее) был восхищен великолепием убранства трапез монархов. (Конечно, вспоминалась ему русская дворцовая посуда для подачи кушаний – чарки, тарели, чаши, искусно выполненные из драгоценных металлов мастерами Оружейной палаты. Именно ими пользовалось царское окружение во времена юности Петра Великого – как в сказках – «на злате - серебре едали»). Император привез из своих путешествий не только малопривлекательные экспонаты для Кунсткамеры, но и полученные в подарок «фарфоровые безделицы». Сам государь был неприхотлив: мог легко есть и пить из солдатской оловянной посуды, но для страны своей всегда хотел всего самого лучшего и прогрессивного. 

Перестраивая государство на «европейский манер», Петр задумал основать первую порцелиновую (так тогда называли фарфор) мануфактуру – «для выделывания кукол (скульптуры) и всякой посуды», но не успел – создание новой столицы, Северная война, потом Персидская… В общем, было не до фарфора. Мечту Петра I осуществила его дочь – именно в царствование Елизаветы Петровны в 1744 году была основана порцелиновая мануфактура, переименованная в 1765 году в Императорский фарфоровый завод. Опыты по созданию отечественной фарфоровой массы были тяжелыми и долгими. (Приглашенные иностранцы не спешили делиться «фарфоровым рецептом», хотя деньги, причем немалые, брали охотно). Однако, фарфор в России все таки был изобретен, и по качеству не уступал саксонскому и французскому. Императорский фарфоровый завод стал работать для нужд императорского двора, а в будущем должен был «удовольствовать фарфором всю Россию». Великолепные сервизы, декоративные скульптуры, вазы, выполненные на этом предприятии, хорошо известны и украшают многие музейные коллекции. 

В 1809 году завод приступил к исполнению особого заказа – большого парадного сервиза для Зимнего дворца. Так случилось, что работа над ним длилась несколько десятилетий: он постоянно дополнялся отдельными предметами, где варьировались росписи и цвета глазурей. Этот торжественный ансамбль известен по своему первому названию – «Русский» (так сервиз именовался в архивных документах до 1824 года). Второе свое название – «Гурьевский», он получил в честь графа Дмитрия Александровича Гурьева, министра Императорского двора, управляющего заводом.

Гурьевский (Русский) сервиз был рассчитан на пятьдесят персон –  «кувертов» (т.е. наборов посуды лично для каждого гостя). Разнообразные тарелки, блюда, супницы, чаши, вазы, ароматницы, шандалы из превосходного белого фарфора были богато и разнообразно декорированы. Название «Русский» было более чем оправданно и уместно после победы в Отечественной войне 1812 года. Патриотическая программа его оформления соответствовала эпохе – сервиз прославлял деяния императора Александра I, а также нес в своем облике отражения национальных тем и сюжетов. Он был посвящен Отечеству и народу, сыгравшему огромную роль в победе над Наполеоном. Предметы сервиза были украшены росписями в виде «народных типов». В общем решении использованы сочетания глянцевого и матового золота, вишневой, терракотовой или зеленой глазури, выгодно оттенявшей белизну фарфора. 

Вазы для десерта из Гурьевского сервиза можно видеть в экспозиции Тверского императорского дворца. Иначе их называли «конфектурами» (предназначались для подачи десертов – конфет, засахаренных фруктов, сладостей). Они были созданы во второй трети XIX века по моделям великого русского скульптора, профессора Императорской Академии художеств Степана Степановича Пименова, Главного «модельмейстера» Императорского фарфорового завода. Эти вазы–скульптуры являлись неотъемлемой частью многосоставного Гурьевского ансамбля. Их можно считать превосходными памятниками эпохи ампир с элементами национального романтического классицизма. Стиль ампир ориентировался на образцы искусства Древнего мира. Не случайно крестьянские типажи в этих произведениях подняты автором до уровня античных образцов. Скульптурные изображения крестьянина и крестьянки, являющиеся подножиями небольших десертных чаш, наделены классической пластикой и безупречно-пленительными пропорциями. Но это не русские крестьяне, это – идеал русских крестьян, именно такими, в рамках стиля, их было угодно видеть представителям высоких сословий. Скульптуры укреплены на ступенчатых постаментах, крытых блестящей глазурью цвета молодой травы, как и внешняя поверхность чаш. Фигуры крестьян исполнены из бисквита (неглазурованного фарфора), где автором использована благородная матовая позолота. Скульптурное решение композиции выгодно сочетается с изящным орнаментом из пальметок и растительных элементов. 

Гурьевский сервиз был любим многими представителями династии Романовых; им часто и охотно пользовались в торжественных случаях. Во времена правления Николая II он насчитывал более 4500 предметов, которые постоянно восполнялись в случае утраты. Сейчас значительная часть сервиза хранится в Петергофе, остальные произведения – в других музеях России. Десертные вазы Гурьевского сервиза из собрания Тверской областной картинной галереи замечательны по своим художественным достоинствам и могут считаться самодостаточными памятниками русского декоративно-прикладного искусства XIX века. 

Ольга Пиотровская 
Искусствовед

Вазы для десерта. (1825-1850). Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург.
По модели скульптора С.С. Пименова (1784-1833). Фарфор, бисквит, позолота глянцевая и матовая, цировка, надглазурная роспись. Собрание Тверской областной картинной галереи.

Телефон для справок:

(4822) 34-31-56, 34-62-43




close close Перейти