В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией Тверская областная картинная галерея и ее филиалы временно приостанавливают прием посетителей и отменяют все просветительские, выставочные, развлекательные, досуговые и иные массовые мероприятия. Программу онлайн-мероприятий можно посмотреть здесь: https://gallery.tver.ru/news/
EN

Правда крестьянской жизни

Опубликовано 23.05.2020

В Домотканово в 1898 году Серов пишет пастель «Баба с лошадью». Художник хорошо знал деревенскую Россию – подолгу гостил в Абрамцево, обитатели которого изучали народное искусство; в 1891 году совместно с Константином Коровиным предпринял творческую экспедицию во Владимирскую область, где оба художника жили в крестьянской избе и много писали с натуры; а также месяцами жил в Домотканово. Знаменитый историк и теоретик искусства Игорь Грабарь пишет: «Если бы Серов не написал ни одного портрета, он с неменьшим правом мог бы перейти в историю как «Крестьянский Серов», так много лет, сил любви и таланта отдал он изображению русской деревни и крестьянского быта. Русскую деревню, русского мужика, русскую бабу, неказистую деревенскую лошаденку он любил с нежностью необыкновенной». 

Художнику хотелось написать красивое женское крестьянское лицо, и в окрестностях Домотканова был брошен клич по деревням. Несколько дней приезжали деревенские красавицы, иные из далека, но они были не теми красавицами, каких искал Серов: ему хотелось очень тонкой славянской красоты. Наконец, такая нашлась в близкой деревне Обухово. Чтобы она искренно смеялась, деревенский острослов, смешил её. 

Рассказ Серова о том, как он работал над этой картиной, передал Грабарь: «Был мороз, масляные краски стыли, и он решил писать пастелью. Во время работы собрались крестьяне, не отходившие от него. По первым же штрихам пастельных карандашей, узнавали, что они обозначают: «гляди - нос, глаз, губы, платок». Угадывали всё сразу, - не так как образованные, обыкновенно ничего не разбирающие. Присутствующие внимательно следили за ходом работы, удивляясь: «Как же так это все само выходит и до чего хорошо и просто!» Когда пастель была закончена, один не выдержал и заявил: «Кажись, сам бы вот взял карандашики и сделал, до того дело словно простое». 

И поражало крестьян, что на полотно перенесена правда их жизни, всё то, что сами они видят сейчас: вот баба, их односельчанка, с раскрасневшимся от мороза лицом, в зипуне, платке, вывела из пропахшего навозом сарая сонную лошадь со спутанной гривой и стала застенчиво улыбаться.

Всю жизнь они видели таких вот молодых баб и сонных лошадей, но никогда не думали, что это так красиво. Домоткановские крестьяне не раз наблюдали работу Серова, и он с удовольствием отмечал их чуткость, их тонкое понимание самого существа картины, чем у иных «образованных», которым не всегда можно показать полдела. Серов признавался, что этот успех у крестьян ему был приятнее похвал критиков и интеллигентов. Здесь была настоящая Россия, и здесь по-настоящему узнал и полюбил её Серов. Домотканово было настоящей, не экзотичной деревней, а такой, каких тысячи было на Руси. Именно здесь в Домотканове Серов нашёл себя как пейзажист. Он даже в шутку как-то сказал Дервизу: «Не знаю, Владимир, как тебе, а мне Домотканово приносит порядочный доход».
 

Валентин Александрович Серов (1865-1911). Баба с лошадью.1899. Бумага, офорт, сухая игла. 25, 6 х 34,4 см. Собрание Тверской областной картинной галереи

В.А. Серов. Баба с лошадью. 1898. Бумага на картоне, пастель. 53х70. ГТГ. Москва

Телефон для справок:

(4822) 34-31-56, 34-62-43




close close Перейти